padolski (padolski) wrote,
padolski
padolski

Categories:

Эффект фон Ресторфа или о том, почему вместо конфетки мы получаем нечто другое…

Имею периодически, возможно, что патологическое, такое пристрастие, как прочтение книжек по популярной психологии на ночь.
Не то, чтобы жизни без них своей не вижу, но под их прочтение очень даже приятно засыпается уже на втором-третьем абзаце.
И вот давеча, вместо ожидаемого эффекта крепкого сна на третьей-четвертой минуте прочтения, я внезапно в себе почувствовал интерес и возбуждение, так как нашел ответ на давно мучающий вопрос о том, почему периодически всплываемые вверх по вертикали как сами знаете что (я имею в виду пенку на вскипячённом молоке), вполне заурядные и даже серые (без искры таланта и каких либо других душевных положительных качеств) личности, надолго зависают в тех самых верхах, верша (простите за тавтологию) судьбы других, более достойных и талантливых людей, оставшихся волею судеб внизу?
Ответ оказался прост и описан был ещё аж в начале прошлого века представителями школы гештальтпсихологии. Суть этого явления, если по простому, заключается в том, что среди прочих объектов равных по своим качествам, внешнему виду и содержимому, наиболее памятными из общего ряда становятся те, которые хотя бы и минимальными различиями выделяется от остальных.
Так называемый эффект изоляции или ещё эффект Ресторфф (в других источниках – Ресторфа).
Чаще всего в своих коммерческих интересах это свойство человеческой психики используют разного рода торгаши какого угодно товара.
Помните внезапно ставшими популярными последними годами перед Рождеством старые вязаные свитера (бабушкиного типа) с оленями образца середины семидесятых годов того же прошлого столетия?

Всплеск интереса к ретро наверняка был обусловлен тем, что кто-то из продавцов, обнаружив в своей подсобке остатки старой партии, годной только для уборки полов, ради прикола одел эти элементы на манекены и выставил в торговом, прикрепив к нему ради прикола бирочку с надписью, типа «эксклюзив» на фоне стильных, но скучных серо-коричневого цвета вязанных изделий того-же типа, но без весёленькой расцветки! И это мгновенно стало настоящей бомбой среди модников!
Тоже самое делают с партией других залежавшихся товаров, начиная от растительного масла, до автомобилей: отдельный пьедестал в центре магазина, яркие ценники со словами «Акция, Эксклюзивное предложение» и тому подобное…
В случаях же с назначениями людей на начальственные должности, в отличие от предыдущих лет (скажем прямо – «эпохи профессионалов»), когда действительно выбирали кандидатами действительно выделяющихся опытом, знаниями и профессионализмом людей из общего состава имеющихся вариантов, в наше время действуют по аналогии действий торгашей.
Это когда надо просунуть вверх заурядное ничего не представляющее нечто, без какого либо опыта, инициативы и знаний, но чьего-то знакомого – безупречно безынициативного исполнителя, предсказуемого как движение Солнца по орбите. В этом случае сначала происходит внезапное назначение неожиданное для всего коллектива, а уже в последующем – происходит тоже самое, что и произошло с залежавшимся товаром, внезапно вырывающегося вперед по продажам: сам занимаемый пост уже нарабатывает авторитет назначенному товарищу, придавая ему со стороны несуществующие на самом деле качества и характеристики. Но, мы то знаем, на самом деле, что суть, к примеру, конюха по профессии не меняется даже при назначении его на должность директора театра оперы и балета: интеллигентность, профессиональные знания и тому подобное просто так не появляются.
Но они, раз вынырнув на верх, так и остаются там, периодически меняя места работы, непременно остающиеся в статусах директоров, начальников, заведующих и тому подобное, ибо уже опыт пребывания у руководства – работает на них.
Отличить такого рода руководителей легко.
Прекрасно зная, что в плане профессионализма они пустышки, они сокращают по максимуму контакт с подчиненными, действуя на них через заместителей и представителей администрации.
В тех же случаях, когда им необходимо выезжать в структурные подразделения, на рабочие места, они опять же практически не общаются (даже не здороваются!) с плебосом, предпочитая контактировать ну минимум с бригадирами. Я так полагаю, что надевая маску (некоторые не снимают её никогда!) бескультурья, они избегают разоблачения работягами их абсолютного нуля по работе. В итоге – у подчинённых сохраняется миф о «высоких деловых качествах их главного руководителя, занятого проблемами по самые уши.
А для людей, далеких от этой сферы авторитет таких людей и остается высоким по всем правилам эффекта Ресторфа, ибо абы кого (по их мнению) на такие посты просто так не назначают…
Наивные…
Правила магазина (торговли) уже давно приникли во все сферы деятельности человека и зачастую, вместо конфетки нам навязывают сами знаете что…



Tags: начальство, просто так, психология, работа, рассуждения
Subscribe

Posts from This Journal “психология” Tag

promo padolski июль 27, 2013 21:05 9
Buy for 10 tokens
Рассмотрю предложения по написанию материала по организованному вами блог-туру и другие разумные формы взаимовыгодного сотрудничества с одновременной подачей на страницах ЖЖ и официальной открытой группы Padolski в "Одноклассниках" https://www.ok.ru/padolski и других моих площадках. На этот…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments