В свое время (годов так десять назад, когда колебания в служебной карьере были для меня ещё важны) у меня периодически возникала такая популярная фобия, как боязнь выступления перед представительной (и в количестве, и в качестве) аудиторией.
Как-то, своими силами, уж не помню как, с ней справлялся.
Но, после того, как для меня была определена «планка», выше которой по причине не слишком приятельского отношения с начальством, мне уже было не взобраться на своей основной, по прежнему любимой работе – та (фобия) вообще исчезла.
Тем не менее, вопросы риторики и общения с большой аудиторией слушателей меня до сих пор интересуют.
Поэтому и перелопатил много литературы по данной тематике. Кое-что записывал. И вот сегодня, просматривая в блокноте с очередных курсов повышения квалификации особенности верификации одной редкой мягкотканной опухоли, нашел вот этот список рекомендаций, который я составил, видимо в общаге, на основе вычитанного в Интернете.
Суть его – методика овладения вниманием аудитории к тебе с помощью несложных вербальных приемов воздействия на неё. А когда ты «владеешь» массами, перед которыми выступаешь – любые фобии отступают.
В жизни бывает всякое – авось кому-то из читателей моего блога они вдруг понадобятся и окажут добрую службу.
И так, на что надо обратить свое внимание
1. Дистанция между тобой и аудиторией.
Минимальное расстояние от тебя и до первого ряда зрителей должно быть минимум 2 метра. Именно в этом случае ты можешь спокойно охватывать взглядом всех во время своего выступления.
2. Поза.
Следует заранее определиться с тем, как ты будешь выглядеть со стороны. Тут речь не столько об одежде, сколько о твоем собственном комфорте. Будь у тебя хоть узкие до неприличия брюки, но ты при этом будешь спокойно передвигаться и уверенно себя чувствовать – публика это примет. Так же положительно повлияет на твой имидж активная (но без крайностей, а в те моменты, когда ты что-то хочешь особенное подчеркнуть) жестикуляция. Не умеешь это делать двумя руками – тогда второй обопрись о трибуну или засунь в карман брюк, но не заставляй её висеть вялой плетью.
3. Желательно иметь что-то продолговатое в руке (ручка, лазерная указка, маркер, к примеру).
В подсознании аудитории непременно всплывут образы авторитетных учителей или ассоциации с мужской силой (если ты мужчина).
4. Не увлекайся в пространные отступления и длинные предложения.
Стиль твоего выступления должен быть представлен короткими предложениям, с помощью которых публике будет понять тебя легче. Свои ассоциации и воспоминания по некоторым пунктам твоего выступления можно оставить на потом, если аудитория будет не слишком утомлена.
5. Старайся придерживаться в выступлении настоящего времени.
Это придаст выступлению актуальность.
6. Избегай монотонности в своей интонации речи.
Акцентируй голосом основные тезисы, на которые ты хочешь обратить внимание, но не пробуй перекричать толпу в случае возникающего по каким-либо причинам галдежа. Следует просто остановиться и замолчать. Некоторые советуют в этот момент «нечаянно» обронить ручку на пол или уронить стул, дабы вновь привлечь к себе внимание.
7. Отрывайся от экрана своего ноутбука или распечатанного текста.
Обводи периодически во время доклада аудиторию взглядом. Желательно установить зрительный контакт с некоторыми внимательными слушателями, периодически переходя от одного к другому. В этих случаях, даже если основной части лектория твой доклад окажется не интересен, то основной посыл вашего обоюдного зрительного контакта «не мешайте нам» всеми будет понят именно так.
Действия в случае если ты сбился и не помнишь о чем говорить дальше.
1. Необходимо сразу сменить позу своего тела.
2. Такая фраза как «расскажу о том, что я говорил ранее другими словами» - снова поможет собрать утерянную мысль заново.
3. Необходимо спросить у наиболее представительных слушателей или медленно обведя глазами первых два ряда уверенно следующую фразу, ничего в ней не меняя: «У вас есть какой-то вопрос по только что сказанному?». Пока публика будет думать – у тебя будет момент сосредоточиться на том, как продолжить свой доклад далее.
Journal information