
«Благодаря» развитию Интернета, к сожалению, у людей появляется уверенность в том, что в медицине всё просто: достаточно наличие двух, ну в крайнем случае трёх симптомов и диагноз у врача в кармане. Да что там у врача: достаточно самому загуглить ключевые жалобы во всемирной сети – и диагноз у тебя в кармане. Препараты тоже можно себе самому назначить.
Между тем, по признанию Всемирной организации здравоохранения, число болезней (болезненных состояний) человека колеблется в промежутке между шестью и восемью тысячами.
Поэтому, не знаю как другие мои коллеги по нелегкому медицинскому ремеслу, я как патологоанатом (которому, априори, по долгу профессии положено всё знать!), практически чуть ли не каждый день своей уже с 1992 года медицинской практики, комплексую о том, что как мало я еще знаю в своей отрасли…
Но самобичевание не заканчивается просто констатацией факта. Стараюсь каждый день получать что-то новое или перечитывать старые медицинские руководства.
На основании своего медицинского опыта, могу с уверенностью сказать, что к счастью основной круг заболеваний, с которыми мне и моим пациентам приходится сталкиваться ограничен сотней-полтора патологических процессов. Но это не значит, что другие заболевания вблизи нас не существуют.
Данные статистики свидетельствуют о том, что каждый десятый (!) человек страдает редкими болезнями. Хочу прояснить, что далеко не все они приводят к смерти в своем ближайшем или несколько отдаленном исходе. С некоторыми из них человек живет свою долгую жизнь. Другой вопрос, что будучи диагностированными, их лечение значительно бы улучшило качество жизни таких людей.
Что касается той части редко встречающихся болезней, которые значительно изменяют в худшую сторону качество жизни больного (это касается метаболических, почечных, легочных, глазных, гематологических и сосудистых патологий), то, к сожалению могу сказать, что современная медицина, ставшая в глобальном понятии банальным бизнесом (с вариантами в виде «с человеческим» или без него лицом) – то тут (даже при имеющемся чисто теоретически способом лечения) всё не в пользу больного….
Фармацевтической промышленности выгоднее и прибыльнее, к примеру, выпускать в массовом порядке тот же аспирин или противоопухолевые (со старением населения число раковых заболеваний растет), чем применяемые при первичном амилоидозе, врожденных геморрагических патологиях, при синдроме антифосфолипидных антител и так далее… Из-за штучности патологии – стоимость лекарственных препаратов при подобных состояниях взлетает до заоблачных высот… И министерствам здравоохранения некоторых стран на постсоветском пространстве проще относить их к несертифицированным, чем закупать их для своих больных.
И это я говорю о тех заболеваниях, диагноз которым уже выставлен, не указывая про то, что точная верификация болезни на этапе обследования, когда требуется поиск вести на генетическом уровне – большинству наших стационаров недоступна…
К чему я это всё?
Просто столкнулся днями с настоящим порочным кругом который в последнее время набирает движение и начинает быть похожим на водоворот: больные, которые «всё знают и умнее доктора» - врачи, которым «уже всё известно и они гораздо умнее своих коллег» - СИСТЕМА (тут комплексное понятие, включаемое в себя и медицинское и часть государственного руководства), которой не нужно проблем и редких диагнозов…
В то же время, врачам, которые ещё «горят» своей работой, нет возможности ни учиться дальше, ни совершенствовать свои навыки – они тупо «тонут» в нарастающем объеме и потоке больных, указаниях «с верху» о «нежелательных» в отчетах социально-значимых болезнях, которые стремятся искоренить прежде всего на бумаге, ибо на разработку планов по их реальному уменьшению нет ни светлых голов в руководстве, ни банальных денег в бюджете.
Вот так...
Journal information