padolski (padolski) wrote,
padolski
padolski

Скучающий патологоанатом памяти Юрия Визбора.

Я думаю, что только за одну  песню "Милая моя, солнышко лесное", Юрий  Визбор обеспечил себе бессмертие. Наверное, единственная роль обаятельного фашиста в советской кинематографии, Мартина Бормана в "Семнадцать мгновений весны", так же принадлежит ему.   Отдельное спасибо ему за создание журнала с вкладышами музыкальных з пластинок "Кругозор", благодаря которому мы узнавали новинки в советской и зарубежной эстраде. Сегодня, день смерти этого человека. Помянем его. До встречи...

Я думаю, што толькі за адну песню "Мілая мая, сонейка лясное", Юры Вiзбар забяспечыў сабе неўміручасць. Напэўна, адзіная роля абаяльнага фашыста ў савецкай кінематаграфіі, Марціна Бормана ў "Сямнаццаць імгненняў вясны", гэтак жа прыналежыць яму. Асобнае дзякуй яму за стварэнне часопіса з укладышамі музычных пласцінак "Далягляд", дзякуючы якому мы пазнавалі навінкі ў савецкай і замежнай эстрадзе. Сёння, дзень смерці гэтага чалавека. Успомнім яго. Сустрэнемся....


Визбор
20 июня 1934 — 17 сентября 1984

Юрий Визбор родился в Москве 20 июня 1934 г. Его мать Мария Шевченко и отец Юзеф Визборас (в российском варианте его непривычная литовская фамилия потеряла две последних буквы, а имя стали писать как “Иосиф”) познакомились в Краснодаре.

Юзеф был красным командиром, моряком, а также неплохим художником. В годы сталинского террора он был репрессирован, а в 1958-м реабилитирован посмертно. Юрий с мамой (по образованию фельдшером) были вынуждены “путешествовать” по стране в поисках заработка. Часть детства Визбора прошла в Хабаровске, потом они с матерью вернулись в Москву, где пережили Великую Отечественную войну.

В школьные годы Юрий впервые взял в руки гитару и учился играть у “дворовых учителей”. В 14 лет под влиянием, как он вспоминал в автобиографии, “большой принципиальной любви” написал свое первое четверостишие.

Но ни художником (отец учил маленького Юру живописи), ни музыкантом, ни поэтом он в детстве быть не хотел. Мечтал стать летчиком или футболистом. И тем и другим активно занимался. Поскольку после войны Мария Шевченко вышла замуж во второй раз и отношения у Визбора с отчимом не сложились, он мечтал сразу после школы уехать из Москвы и поступить в летное училище, даже в десятом классе тайно переехал жить на аэродром в подмосковную Тайнинку. Но мать нашла его там с известием о своем разводе. По ее настоянию Визбор собрался поступать в институт (хотя готов к этому совершенно не был – в десятый класс его перевели условно из-за диких прогулов), но провалился в МИМО, МГУ и МИИГАИК. Тогда его лучший школьный друг Владимир Красновский стал уговаривать Юрия поступать в педагогический. Мысль эта показалась Визбору очень смешной, но в качестве последнего аргумента друг предложил хотя бы поехать посмотреть это “офигительное здание” на Пироговской. Внешний вид действительно произвел на Визбора впечатление, а первым человеком, встреченным внутри, оказалась девушка, которая в пустой аудитории играла на рояле джазовые вариации. Позднее с этой девушкой – Светланой Богдасаровой – Визбор написал много песен. Но тогда – в 1951-м – решение было принято, и, как ни странно, на этот раз со вступительными экзаменами Визбор справился успешно.

В пединституте одновременно с Юрием Визбором учились Юрий Ряшенцев, Юрий Коваль и другие будущие публицисты и литераторы. Кроме непосредственно учебы, много сил студенты отдавали спорту и не только в силу желания: в институте учились, в основном, девочки, так что на первом курсе, например, Юрию пришлось защищать честь вуза и литературного факультета в соревнованиях по одиннадцати (!) видам спорта. Но главной привязанностью стал альпинизм.

В это же время – на первом-втором курсе – Визбор написал свою первую песню “Мадагаскар”: собственные слова положил на музыку из спектакля Кукольного театра Сергея Образцова “Под шорох твоих ресниц”. К слову, в первый свой песенный период Юрий Визбор многие песни сочинял не на свою музыку, а при участии или в полноценном соавторстве с друзьями-композиторами Светланой Богдасаровой и верным другом Владимиром Красновским.

Первыми полностью самостоятельными опытами стали “Тебер-песня”, “Синие горы”, “Романтики”. Далеко не все они вошли в “золотую коллекцию” авторской песни. Волну “педсочинительства” поддержали пришедшие чуть позже в институт Юлий Ким, Борис Вахнюк, Ада Якушева (будущая первая жена Визбора). Так фактически зарождалась советская бардовская песня как профессионально-массовый жанр.

В 1955 г. Юрий Визбор закончил МГПИ и отправился по распределению в поселок Кизема Архангельской области, где преподавал русский язык, литературу, географию, английский язык, физкультуру… Потом был призван в армию. Служил на Севере России, в Карелии, Хибинах вместе с Красновским. Там впервые попробовал себя в роли журналиста: в армейских газетах печатались его рассказы, стихи и даже строевой гимн связистов.

Этот опыт был так важен для самоопределения, что, вернувшись в Москву, Юрий Визбор начал работать на радио – в Государственном комитете по телевидению и радиовещанию – а также возобновил походы в горы и общение с коллегами по песенному цеху. В тот период времени так называемая “студенческая песня” (тогда она еще не получила устойчивого названия “самодеятельная” и “бардовская”) развивалась бурно, и Визбор не только сочинял свое, но и включал в репертуар лучшие образцы чужого творчества – Булата Окуджавы, Дмитрия Сухарева, Новеллы Матвеевой, Евгений Клячкина, Михаил Анчарова. Одновременно Визбор пытался бороться с засильем пошлых и безвкусных песен в туристическом багаже – в 59-м в журнале “Музыкальная жизнь” опубликовал свой фельетон “Репшнур-веревочка”. Дом же на Неглинной, где жили Ада Якушева, Юрий Визбор и их дочь Таня, стал “штабом самодеятельной песни”, где собирались коллеги.

В октябре 1962 г. вышла в эфир радиостанция “Юность”, инициатива создания которой принадлежала, в частности, Визбору, желавшему активизировать молодежное радиовещание в стране. Другим детищем Юрия Визбора стал первый в СССР журнал с гибкими пластинками “Кругозор”. В первом номере журнала – в апреле 64-го – было опубликовано произведение Визбора в оригинальном жанре – песня-репортаж “На плато Расвумчорр”. В 1970 г. началось сотрудничество Визбора с телевидением и кинематографом – он стал работать в ТО “Экран” Центрального телевидения штатным сценаристом, хотя еще в 66-м снял по собственному сценарию документальную картину “Тува”. В “Экране” Визбор написал сценарии более сорока документальных (географических, исторических, научно-популярных) лент. Его картины “Челюскинская эпопея”, “Доктор” (1974), “Мурманск-198″, “На полюс!” (1980) были удостоены наград на международных фестивалях. Два последних созданных им фильма были посвящены Великой Отечественной войне – “Битва за Днепр” и “Победная весна”, которую он доделывал в 1984 г., уже зная, что неизлечимо болен – у Визбора обнаружили рак.

По сценариям Визбора снято и несколько художественных фильмов: “Год дракона”, “Капитан Фракасс”, “Прыжок” и, конечно, “Завтрак с видом на Эльбрус”. Известен Юрий Визбор и как драматический актер. Сниматься он начал в 1965 г.: когда его пригласили в картину Марлена Хуциева “Июльский дождь”, то звонок с “Мосфильма” в редакцию “Кругозора” Юрий воспринял как чей-то розыгрыш. В этом фильме он сыграл почти самого себя и исполнил две песни (”Простите пехоте” Окуджавы и свою “Спокойно, товарищ, спокойно”), в других картинах – “Возмездие”, “Красная палатка”, “Рудольфио”, “Дневник директора школы” и др. – ему тоже доставались персонажи, близкие по характеру или профессии (учителя, люди с гитарой, тренер по горным лыжам, исследователь Арктики, журналист). Исключением стала самая запомнившаяся роль Визбора – Борман в “Семнадцати мгновениях весны”.

Главной своей профессией, тем не менее, Юрий Визбор всегда считал журналистику, хотя писал стихи, песни, прозу, был замечательным спортсменом и даже хорошо рисовал (в начале 2000 г. в Москве прошла выставка его пейзажей). Многие считали, что он слишком одарен природой и даже слишком разбрасывается… Скончался Юрий Иосифович Визбор 17 сентября 1984 г. в московском онкологическом центре на Каширском шоссе. Ему было всего 50 лет. У него остались две дочери – Татьяна и Анна.

Через год – в августе группа альпинистского клуба “Спартак” (его членом был Визбор) совершила первовосхождение на безымянную вершину на Памиро-Алае и назвала пиком Визбора. Потом на Тянь-Шане появился перевал Визбора, на Кавказе – еще один пик его имени. На Икшинском водохранилище есть буксир “Юрий Визбор”, на борту которого 17-18 июня 1995 г. прошел песенный фестиваль под названием “В гостях у Визбора”.

О Юрии и его песнях – “Милая, моя”, “Охотный ряд”, “Ты у меня одна”, “Серега Санин”, “Не верь разлукам, старина”, “Наполним музыкой сердца” – не забывают поклонники авторской песни и молодые барды на знаменитом Грушинском фестивале. Практически каждый год в двадцатых числах июня в ГЦКЗ “Россия” проходит вечер памяти Юрия Визбора “Не верь разлукам, старина”, приуроченный ко дню его рождения, с участием друзей и коллег по авторской песне. Многие произведения Юрия Визбора вошли в серию “Песни нашего века”
.

 Источник: http://mgnoveniya.ru/yurij-vizbor-rol-bormana/

Tags: Борман, Солнышко моё, Юрий Визбор
Subscribe
promo padolski july 27, 2013 21:05 9
Buy for 10 tokens
Рассмотрю предложения по написанию материала по организованному вами блог-туру и другие разумные формы взаимовыгодного сотрудничества с одновременной подачей на страницах ЖЖ и официальной открытой группы Padolski в "Одноклассниках" https://www.ok.ru/padolski и других моих площадках. На этот…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments