Я думаю, што толькі за адну песню "Мілая мая, сонейка лясное", Юры Вiзбар забяспечыў сабе неўміручасць. Напэўна, адзіная роля абаяльнага фашыста ў савецкай кінематаграфіі, Марціна Бормана ў "Сямнаццаць імгненняў вясны", гэтак жа прыналежыць яму. Асобнае дзякуй яму за стварэнне часопіса з укладышамі музычных пласцінак "Далягляд", дзякуючы якому мы пазнавалі навінкі ў савецкай і замежнай эстрадзе. Сёння, дзень смерці гэтага чалавека. Успомнім яго. Сустрэнемся....

20 июня 1934 — 17 сентября 1984
Юрий Визбор родился в Москве 20 июня 1934 г. Его мать Мария Шевченко и отец Юзеф Визборас (в российском варианте его непривычная литовская фамилия потеряла две последних буквы, а имя стали писать как “Иосиф”) познакомились в Краснодаре.
Юзеф был красным командиром, моряком, а также неплохим художником. В годы сталинского террора он был репрессирован, а в 1958-м реабилитирован посмертно. Юрий с мамой (по образованию фельдшером) были вынуждены “путешествовать” по стране в поисках заработка. Часть детства Визбора прошла в Хабаровске, потом они с матерью вернулись в Москву, где пережили Великую Отечественную войну.
В школьные годы Юрий впервые взял в руки гитару и учился играть у “дворовых учителей”. В 14 лет под влиянием, как он вспоминал в автобиографии, “большой принципиальной любви” написал свое первое четверостишие.
Но ни художником (отец учил маленького Юру живописи), ни музыкантом, ни поэтом он в детстве быть не хотел. Мечтал стать летчиком или футболистом. И тем и другим активно занимался. Поскольку после войны Мария Шевченко вышла замуж во второй раз и отношения у Визбора с отчимом не сложились, он мечтал сразу после школы уехать из Москвы и поступить в летное училище, даже в десятом классе тайно переехал жить на аэродром в подмосковную Тайнинку. Но мать нашла его там с известием о своем разводе. По ее настоянию Визбор собрался поступать в институт (хотя готов к этому совершенно не был – в десятый класс его перевели условно из-за диких прогулов), но провалился в МИМО, МГУ и МИИГАИК. Тогда его лучший школьный друг Владимир Красновский стал уговаривать Юрия поступать в педагогический. Мысль эта показалась Визбору очень смешной, но в качестве последнего аргумента друг предложил хотя бы поехать посмотреть это “офигительное здание” на Пироговской. Внешний вид действительно произвел на Визбора впечатление, а первым человеком, встреченным внутри, оказалась девушка, которая в пустой аудитории играла на рояле джазовые вариации. Позднее с этой девушкой – Светланой Богдасаровой – Визбор написал много песен. Но тогда – в 1951-м – решение было принято, и, как ни странно, на этот раз со вступительными экзаменами Визбор справился успешно.
В пединституте одновременно с Юрием Визбором учились Юрий Ряшенцев, Юрий Коваль и другие будущие публицисты и литераторы. Кроме непосредственно учебы, много сил студенты отдавали спорту и не только в силу желания: в институте учились, в основном, девочки, так что на первом курсе, например, Юрию пришлось защищать честь вуза и литературного факультета в соревнованиях по одиннадцати (!) видам спорта. Но главной привязанностью стал альпинизм.
В это же время – на первом-втором курсе – Визбор написал свою первую песню “Мадагаскар”: собственные слова положил на музыку из спектакля Кукольного театра Сергея Образцова “Под шорох твоих ресниц”. К слову, в первый свой песенный период Юрий Визбор многие песни сочинял не на свою музыку, а при участии или в полноценном соавторстве с друзьями-композиторами Светланой Богдасаровой и верным другом Владимиром Красновским.
Первыми полностью самостоятельными опытами стали “Тебер-песня”, “Синие горы”, “Романтики”. Далеко не все они вошли в “золотую коллекцию” авторской песни. Волну “педсочинительства” поддержали пришедшие чуть позже в институт Юлий Ким, Борис Вахнюк, Ада Якушева (будущая первая жена Визбора). Так фактически зарождалась советская бардовская песня как профессионально-массовый жанр.
В 1955 г. Юрий Визбор закончил МГПИ и отправился по распределению в поселок Кизема Архангельской области, где преподавал русский язык, литературу, географию, английский язык, физкультуру… Потом был призван в армию. Служил на Севере России, в Карелии, Хибинах вместе с Красновским. Там впервые попробовал себя в роли журналиста: в армейских газетах печатались его рассказы, стихи и даже строевой гимн связистов.
Этот опыт был так важен для самоопределения, что, вернувшись в Москву, Юрий Визбор начал работать на радио – в Государственном комитете по телевидению и радиовещанию – а также возобновил походы в горы и общение с коллегами по песенному цеху. В тот период времени так называемая “студенческая песня” (тогда она еще не получила устойчивого названия “самодеятельная” и “бардовская”) развивалась бурно, и Визбор не только сочинял свое, но и включал в репертуар лучшие образцы чужого творчества – Булата Окуджавы, Дмитрия Сухарева, Новеллы Матвеевой, Евгений Клячкина, Михаил Анчарова. Одновременно Визбор пытался бороться с засильем пошлых и безвкусных песен в туристическом багаже – в 59-м в журнале “Музыкальная жизнь” опубликовал свой фельетон “Репшнур-веревочка”. Дом же на Неглинной, где жили Ада Якушева, Юрий Визбор и их дочь Таня, стал “штабом самодеятельной песни”, где собирались коллеги.
В октябре 1962 г. вышла в эфир радиостанция “Юность”, инициатива создания которой принадлежала, в частности, Визбору, желавшему активизировать молодежное радиовещание в стране. Другим детищем Юрия Визбора стал первый в СССР журнал с гибкими пластинками “Кругозор”. В первом номере журнала – в апреле 64-го – было опубликовано произведение Визбора в оригинальном жанре – песня-репортаж “На плато Расвумчорр”. В 1970 г. началось сотрудничество Визбора с телевидением и кинематографом – он стал работать в ТО “Экран” Центрального телевидения штатным сценаристом, хотя еще в 66-м снял по собственному сценарию документальную картину “Тува”. В “Экране” Визбор написал сценарии более сорока документальных (географических, исторических, научно-популярных) лент. Его картины “Челюскинская эпопея”, “Доктор” (1974), “Мурманск-198″, “На полюс!” (1980) были удостоены наград на международных фестивалях. Два последних созданных им фильма были посвящены Великой Отечественной войне – “Битва за Днепр” и “Победная весна”, которую он доделывал в 1984 г., уже зная, что неизлечимо болен – у Визбора обнаружили рак.
По сценариям Визбора снято и несколько художественных фильмов: “Год дракона”, “Капитан Фракасс”, “Прыжок” и, конечно, “Завтрак с видом на Эльбрус”. Известен Юрий Визбор и как драматический актер. Сниматься он начал в 1965 г.: когда его пригласили в картину Марлена Хуциева “Июльский дождь”, то звонок с “Мосфильма” в редакцию “Кругозора” Юрий воспринял как чей-то розыгрыш. В этом фильме он сыграл почти самого себя и исполнил две песни (”Простите пехоте” Окуджавы и свою “Спокойно, товарищ, спокойно”), в других картинах – “Возмездие”, “Красная палатка”, “Рудольфио”, “Дневник директора школы” и др. – ему тоже доставались персонажи, близкие по характеру или профессии (учителя, люди с гитарой, тренер по горным лыжам, исследователь Арктики, журналист). Исключением стала самая запомнившаяся роль Визбора – Борман в “Семнадцати мгновениях весны”.
Главной своей профессией, тем не менее, Юрий Визбор всегда считал журналистику, хотя писал стихи, песни, прозу, был замечательным спортсменом и даже хорошо рисовал (в начале 2000 г. в Москве прошла выставка его пейзажей). Многие считали, что он слишком одарен природой и даже слишком разбрасывается… Скончался Юрий Иосифович Визбор 17 сентября 1984 г. в московском онкологическом центре на Каширском шоссе. Ему было всего 50 лет. У него остались две дочери – Татьяна и Анна.
Через год – в августе группа альпинистского клуба “Спартак” (его членом был Визбор) совершила первовосхождение на безымянную вершину на Памиро-Алае и назвала пиком Визбора. Потом на Тянь-Шане появился перевал Визбора, на Кавказе – еще один пик его имени. На Икшинском водохранилище есть буксир “Юрий Визбор”, на борту которого 17-18 июня 1995 г. прошел песенный фестиваль под названием “В гостях у Визбора”.
О Юрии и его песнях – “Милая, моя”, “Охотный ряд”, “Ты у меня одна”, “Серега Санин”, “Не верь разлукам, старина”, “Наполним музыкой сердца” – не забывают поклонники авторской песни и молодые барды на знаменитом Грушинском фестивале. Практически каждый год в двадцатых числах июня в ГЦКЗ “Россия” проходит вечер памяти Юрия Визбора “Не верь разлукам, старина”, приуроченный ко дню его рождения, с участием друзей и коллег по авторской песне. Многие произведения Юрия Визбора вошли в серию “Песни нашего века”.
Источник: http://mgnoveniya.ru/yurij-vizbor-rol-bormana/
Journal information